Краткое содержание
Начинаем со сосредоточения внимания. Искусство требует внимания. Может быть, даже больше, чем жертв, — припоминаете старинный афоризм? Впрочем, жертвовать все же приходится: привычной рассеянностью, несобранностью, неумением управлять собой. Искусство начинается с внимательного взгляда на окружающий мир. Это, оказывается, не так просто — быть внимательным.
Задание первое
— Начинаем упражнение на внимание! По счету «три» слушаем звуки, доносящиеся с улицы. Только их. Все остальные звуки и шумы для нас не существуют! Раз, два, три!.. Петров! Ты почему не слушаешь? Ты, видимо, зря записался в кружок. Театр требует напряженной работы, а не болтания ногами и разговоров с соседом! Смирнова! Если ты не способна сосредоточиться — можешь вообще пойти погулять! Я тебя не держу. Театр — это храм. Тут все сосредоточены. Не то что ты! Ты просто делаешь вид, что слушаешь, а на самом деле мечтаешь неизвестно о чем. Учти, это нужно тебе, а не мне!
Знакомый монолог, не правда ли?
Задание второе
— Итак, слушаем улицу… Раз, два, три! (Никто не слушает.) Стоп! Сначала. Закройте глаза. (Закрыли.) Слушаем… (Сидят с закрытыми глазами, не слушают. Потом начинают смеяться, давиться смехом.) Стоп! Откройте! Молодцы! Веселые ребята. Непременно поставим комедию. (Сажусь рядом с Петровым.) Дай Руку, Петров. Как зовут?
— Саша.
— Прекрасно, Саша. Кого еще зовут Саша? (Троих.) Давайте ваши руки. Так, взялись за руки. Крепче. Замечательно. Теперь закрыли глаза. (Чей-то смех…) Тс-с-с… (Прикрываю глаза Петрова ладонью.) Слушай. (Петров улыбается, делает попытку вырваться.) Слушай. (Мягко поворачиваю его в сторону окна. Веду себя почти как гипнотизер.) Слушай, милый, слушай… (Отпускаю.) Что слышал? — Машину.
— Молодец.! Замечательно! (Выражаю полный восторг.) Петров слышал машину! Кто хочет еще? (Сразу несколько рук.) Смирнова? Иди сюда. (Подходит, садится.) Закрой глаза.
— А вы?
— Я тебе помогу. У кого есть шарфик? (Находят.) Так. Завяжем Смирновой глазки! Чтоб не подсматривала… Так. Внимание! Завязали! Как в жмурках. Начали! (Слушает. Стало тихо, все наблюдают.) Стоп! Что слышала?
Смирнова думает.
— Машину.
Общий хохот.
— Отлично! Следующий.
— Только глаза завяжите.
— А как же! Непременно. Завязываем, покрепче. Начали!
Что это? Упражнение? Жмурки? Игра? Развлечение? Соревнование?
Да все вместе. Но самое главное, по-моему, это сокращение дистанции. Той самой,’ что мешает. Чтобы учить детей чему-то, надо приблизиться к ним. Для этого надо завоевать их доверие. Создать атмосферу доверия. И вот это наше упражнение — жмурки — игра — развлечение — соревнование есть первый шаг к доверию. Это только первый шаг, повторяю. Еще нет ни настоящего сближения, контакта, ни тем более взаимопонимания, нет еще и в полном смысле обучения. Но есть очень важное — сигнал, обращенный к детям: «Я вам верю. Я вас понимаю. Я вас принимаю и хочу чему-то интересному научить».
Если занятие проведено точно — дети такой сигнал, как правило, улавливают. И это позволяет идти дальше. Вместе с детьми. Подчеркиваю, вместе.
И когда мы это делаем вместе, занятия на сосредоточение внимания становятся удивительно интересными. Мы вместе слушаем мир. Вот мир за окном. Шумит улица. Звуки еле доносятся в нашу комнату на третьем этаже, но мы способны уже различать и разделять их… Проехала машина. Грузовик? Или «Жигули»? Звякнул трамвай .. Зашуршало что-» о на соседней крыше… А что это? Кажется, пошел дождь? Как интересно и многообразно, оказывается, живет наша улица! Целая симфония слышится нам в чуть различимых звуках!..
А теперь послушаем, что за стеной. Там кто-то выводит гаммы… Слышите? До, ре, ми… Похоже, это маленькая девочка учится играть на фортепиано. Или мальчик? Чьи-то шаги. Музыка умолкла. Потом снова: это уже не гамма, а какой-то простенький этюд… Слушаем, слушаем, слушаем. Уже не надо повязки на глаза — мы сидим, взявшись за руки, и напряженно вслушиваемся. Улица! Стоп! Комната рядом. Стоп! Опять улица. Стоп! Опять комната. Стоп! А теперь что звучит в нашей комнате, там, где мы сидим? Звучит наша тишина… Чуть скрипнул стул. Никто не смеется. Стоп! Улица! Стоп! Комната рядом! Стоп! Наша комната! Стоп! Конец. Устали… Ничего. Встанем быстро! Повернемся направо. Бегом по кругу — надо размяться! Еще быстрее! Можно разговаривать, смеяться, догонять друг друга. Стоп! Отдыхаем. Дадимся на стулья! Уф-фф… Хорошо поработали. До свидания.
Не хотят уходить. Галдят, спрашивают, кто как слушал, высказывают различные идеи, предложения…
Задание третье
На следующем занятии мы продолжаем нашу тему. Ведь у внимания столько видов, столько граней и сторон! Давайте все подробно вспомним свою дорогу из дома на занятие. Только подробно, точно, как можно точнее. Вот дверь моей квартиры, вот — лестница, потом — парадное, магазин на углу (что там за вывеска?), перекресток, остановка автобуса (кстати, какого цвета автобус?), сквер… И снова целый мир оживает во мне. А что, если также живо припомнить,’ скажем, вчерашний день? Со всеми подробностями, мелочами. Начали. Только в полной тишине, чтоб не спугнуть внимание. Оно, оказывается, хрупко. Его, оказывается, надо беречь — этот живой, то исчезающий, то появляющийся мир во мне. И как удивительно, что я уже могу им хоть немного управлять. Уж не волшебник ли я? Конечно, волшебник: раз — улица за окном, раз — дорога из дома, раз — вчерашние события…
Смотреть на Rutube
Подвижные развивающие игры на внимание: -1-, -2-.
.
(Задачи на внимание Для школьников)