Краткое содержание
Урок, игра-практикум по ОБЖ. Рассматриваются ситуации: пожар, наводнение, теракт, в лесу, нападение собаки, взламывают дверь, незнакомый предмет, раны, правила дорожного движения и др.
Подготовительная работа:
1.Постановка и актуализация целей игры.
2. Обсуждение программы проведения.
3. Утверждение состава жюри и начальников станций.
4. Формирование команд и их подготовка.
5. Оформление зала и станций.
Ход игры.
Звучит песня «Есть только миг…» из к/ф «Земля Санникова».
Музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева.
Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь!
Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой — для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним,
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать иль беду еще?
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь!
Выходят ведущие.
Ведущий:
Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.
Пусть он придет, я расскажу ему
Про девушку с зелеными глазами,
Про голубую утреннюю тьму,
Пронзенную лучами и стихами.
Пусть он придет! я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить, как сладко побеждать
Моря и девушек, врагов и слово.
А если все-таки он не поймет,
Мою прекрасную не примет веру
И будет жаловаться в свой черед
На мировую скорбь, на боль — к барьеру! «Рыцарь счастья». Н. Гумилев.
Ведущая: В игре «Жизнь бесценна» к барьеру выйдут 3 команды. Вооруженные до зубов знаниями основ безопасности жизнедеятельности, ловкие и находчивые, они будут бороться за победу, демонстрируя нам свои практические умения и навыки.
Ведущий: Внимание! Правила игры! Капитанам команд будут выданы маршрутные листы, по которым их команды отправятся в путь. На указанных станциях каждая команда получит задание, выполнение которого будет оценено начальником станции. Оценка и время выполнения вносятся начальниками станций в маршрутный лист. Пройдя весь маршрут и получив отметки на каждой станции, команды сдадут маршрутные листы жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов и потратившая на это меньше времени, станет победителем.
Ведущая: А сейчас первый конкурс — знакомство. Каждая команда подготовила свою визитную карточку: название, девиз, песню, приветствие.
Выступление команд. Оценки жюри.
Ведущий: Слово для напутствия и вручения маршрутных листов предоставляется …
Выступление. Вручение маршрутных листов капитанам команд.
Ведущий:
Чтобы рвануться в схватку, у мужчины
Есть только две достойные причины.
И первая: родной страны защита,
Граница чья пред недругом закрыта.
Вторая — долг, что предками завещан,
Мужчинам всем повелевает он:
Собой рискуя, защищайте женщин,
Как на дуэлях пушкинских времен. Расул Гамзатов
Станция 1. «Дуэльная»
Ведущая: Станция 1. «Дуэльная», она находится здесь, в этом зале, на ней все наши команды еще вместе, а дальше пути их разойдутся. После короткого обсуждения капитан каждой команды задает вопрос из области ОБЖ двум другим командам. И-вопросы, и ответы команд оцениваются жюри. Приветствуется находчивость, остроумие, неординарность. Максимальная оценка за вопрос или ответ — 3 балла. Выступление команд. Оценки жюри.
Команды отправляются по маршрутам.
Станция 2. «Дорожная».
Здесь команды тестируются на знание правил дорожного движения. Примерные вопросы (3 балла за полный ответ).
1.Что обозначает желтый мигающий сигнал светофора? (Разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности.)
2. Как должны двигаться пешеходы при отсутствии пешеходных дорожек? (Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.)
3. Что означают вытянутые в стороны или опущенные руки регулировщика? (Со стороны левого и правого бока регулировщика разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть.)
4. Что запрещено пассажирам транспортного средства? (Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения; при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов; открывать двери транспортного средства во время его движения.)
5. Когда на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть? (После того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзор, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств).
6. Если посадка и высадка пассажиров невозможна со стороны тротуара или обочины, как она производится? (Она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения).
Станция 3. «Медицинская».
Команды получают карточки с двумя вопросами и практическим заданием. Общее время, отведенное на подготовку ответов и выполнение задания, ограничено 15 минутами. Задание оценивается по 8-балльной системе: 2 балла — за каждый теоретический вопрос и 4 балла за практическую часть этапа.
Команды должны знать виды ран и способы их обработки; виды и способы наложения повязок; приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечения; уметь оказать первую помощь при переломах, ожогах, обморожении, шоке и обмороке; уметь делать искусственное дыхание и массаж сердца; знать приемы и способы транспортировки пострадавшего.
Станция 4. «Защити себя сам».
Проверка знаний по основам безопасности на улице и дома. Получив карточку с заданием, команды разыгрывают предложенную ситуацию. Максимальная оценка — 5 баллов.
1. На вас набросилась собака. (В первую очередь — подавите в себе страх. Собака очень хорошо чувствует, когда ее боятся. Остановитесь и твердо отдайте команду «стоять!», «сидеть!», «лежать!» и т.д.; в некоторых случаях срабатывает серия команд, которая просто приводит животное в растерянность. Не пытайтесь бежать. Повернитесь к собаке лицом, старайтесь стоять так, чтобы она вас не свалила.Поднимите крик, зовите на помощь, чтобы привлечь внимание хозяина собаки. Чтобы выиграть время, бросьте в сторону собаки любой предмет, не поднимая высоко руку, это может быть палка, шапка или шарф. Если есть конфетка, булочка или вообще что-нибудь съедобное — еще лучше. При нападении собаки можно защищаться школьным рюкзаком, зонтиком, палкой, камнями и т.п. Если вблизи есть укрытие, немедленно отступайте к нему спиной, не выпуская собаку из виду. Во время нападения старайтесь уклониться в сторону или встретить собаку ударом палки или камня. Оказавшись в безопасном месте, просите родителей или соседей вызвать милицию. При укусах обязательно вызывайте скорую помощь по телефону 03.)
2. Дверь вашей квартиры открывают ключом или взламывают. (Постарайтесь завалить дверь любыми подручными предметами (стулья, одежда и т.п.), чтобы выиграть время и задержать проникновение в квартиру злоумышленника. Поднимите тревогу криками и шумом через окно, балкон для привлечения прохожих, стучите любыми предметами по стенам и батареям, чтобы услышали соседи, и по возможности постарайтесь позвонить в милицию. При прекращении попыток проникновения в квартиру, не выходите из нее до приезда милиции или прихода соседей. Увидев в окно вышедшего из подъезда постороннего, запомните, во что он одет, цвет волос, в какую сторону он пошел, и сообщите это милиции.)
3. Вы видите лежащий на улице незнакомый предмет. (Никогда не поднимайте лежащий на улице незнакомый или подозрительный предмет. Помните, что даже безобидная игрушка или сумка, лежащая на улице, может представлять большую опасность, так как в них могут быть заложены самодельные взрывные устройства. Заметив незнакомый подозрительный предмет (тем более, если он по форме напоминает гранату или снаряд), не подходите к нему близко, а позовите находящихся поблизости людей и попросите немедленно сообщить в милицию, а сами отойдите в безопасное место и ждите приезда милиции или саперов. Совершая поездки в общественном транспорте (особенно в метро), обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно попросите взрослых сообщить об обнаружении таких предметов водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции. Не касайтесь их, помните — это опасно.)
Станция 5. «Лесная».
Чтобы поход в лес не обернулся бедой, каждая команда должна продемонстрировать знания по предложенной теме (4 балла).
1.Правильно определить стороны света, используя все известные признаки. (Кора хвойных деревьев и берез с южной стороны чище и светлее. Весной трава на южной стороне поляны более густая и зеленая, а осенью здесь она быстрее желтеет. Снег быстрее тает с северного ската оврага и южной стороны холма. У деревьев образуются проталины, вытянутые к югу. Весной стаи перелетных птиц летят на север, а осенью — на юг. Перекладины крестов на куполах церквей расположены по направлению «север-юг», приподнятый конец перекладины указывает на север. Башня муравейника всегда расположена к югу от дерева или пня. Ориентирование по солнцу и механическим часам: для того, чтобы определить стороны света, надо расположить часы горизонтально и направить большую стрелку на солнце. Найти угол между большой стрелкой и «2» на циферблате (летом — «2», зимой — «1»). Биссектриса этого угла укажет юг.)
2. Выбрать место и разжечь костер в лесу. (Пользуйся старыми кострищами. Важно, чтобы костер горел на поляне, подальше от деревьев и кустов. Иначе от пламени могут вспыхнуть ветки, а там и до лесного пожара недалеко. Если старого кострища нет, выбери ровное место посреди поляны, подальше от деревьев и кустов. Острым ножом подрежь дерн до земли по окружности будущей границы костра. Разрежь образовавшуюся внутреннюю часть дерна на восемь равных частей. Аккуратно подрежь каждую часть, переверни и уложи по периметру кострища. Сложи сухие дрова и мелкие веточки, для розжига можно взять кусок газеты или бересты. Костер удобнее всего разжигать обычными спичками, а не зажигалкой. Не клади сразу слишком много дров — большое пламя не греет, а обжигает, и следить за ним сложнее. Пока костер горит, смотри, чтобы мелкие угольки не разлетались. Перед уходом обязательно залей угли водой, даже если тебе кажется, что они полностью потухли. Дерн уложи на место. И не забудь забрать с собой мусор — пустые пластиковые пакеты и бутылки, консервные банки, салфетки. Уложи мусор в пластиковый пакет и выброси в первый же мусорный контейнер, который ты увидишь по дороге домой.)
3.Определить съедобные растения, грибы, ягоды. (Из предложенных образцов выбрать необходимое, дать краткую характеристику.)
Станция 6. «Велотрек».
Командам предлагается решить следующие игровые ситуации (4 балла).
1.Действия велосипедиста на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой. (На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.)
2.Правильно выбрать из предложенных начальником станции и перевезти на велосипеде грузы и пассажиров. (Перевозить пассажиров на велосипеде запрещено, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками; также запрещено перевозить груз, который выступает более, чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.)
3.Передвижение велосипедистов по предложенной территории. (Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м.)
Станция 7. «Метеорологическая».
Каждой команде предлагается:
а) по приметам предсказать погоду.
Утром туман стелется по воде — к хорошей погоде.
Дым столбом — к морозу.
Если ночью был иней — снега не будет.
Рыба выскакивает из воды — к дождю.
Сильно пахнут цветы — к дождю.
Вечером сильно стрекочут кузнечики, квакают лягушки — к ясной погоде.
б) вспомнить народные пословицы-приметы.
(«Много комаров — готовь коробов (плетенок, по ягоду); много мошек — готовь лукошек (под грибы)».
«Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое».
«Много еловых шишек к урожаю ярового; сосновых — ячменя».
«Много желудей на дубу — к теплой зиме и плодородному лету».
«Коли грибовно, так и хлебовно».
«Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год».
«Плесень на ветоши — к урожаю рыжиков».
«Ненастье в воскресенье перед масленой — к урожаю грибов».
«Рясная малина — урожай на хлеб».
«Звезда падает к ветру».
«Хороший лов рыбы — к урожаю хлеба».
«По холодной весне градобойное лето».
«Лучина трещит — пыл с визгом по лучине — к морозу».
«Много нагару на лучине — к морозу».
«Нагоревший уголь на лучине крупится — к морозу».
«Кошка в печурку — стужа на двор».)
1 балл за каждый правильный ответ.
Станция 8. «Экстремальная».
Каждая команда получает карточку с названием экстремальной ситуации и действует по обстановке. Максимальная оценка — 7 баллов.
Пожар. (Следует как можно быстрее позвонить по «01» и вызвать пожарную охрану, а самому постараться быстро оценить ситуацию и действовать в зависимости от возраста, навыков и возможностей, не подвергая свою жизнь опасности. В большинстве случаев, когда загорание обнаружено, в самой начальной стадии, его можно ликвидировать буквально одним стаканом воды или, накрыв мокрой скатертью, одеялом, любым другим плотным не синтетическим материалом; при возможности воспользоваться огнетушителем соответствующего класса. Загорелось кухонное полотенце — брось его в раковину, залей водой. Если раковина далеко или нет воды, то плотно, прижми горящий конец полотенца разделочной доской, крышкой от кастрюли или другим не горящим концом того же полотенца. Вспыхнуло масло на сковороде — сразу же плотно закрой сковороду крышкой и выключи плиту. Нельзя нести сковороду и заливать горящее масло водой, так как произойдет бурное вскипание, разбрызгивание горящего масла, ожоги рук, лица и множество очагов горения. Загорелось содержимое мусорного ведра, мусорной корзины, небольшой коробки или горят газеты в почтовом ящике в подъезде — сообщи взрослым; принеси воду и залей огонь. В квартире появился неприятный запах горелой изоляции — отключи общий электровыключатель (автомат), обесточь квартиру, сообщи взрослым. Нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть! При загорании телевизора, холодильника, утюга — обесточь квартиру или отключи приборы, выдернув шнур из розетки, не подвергая свою жизнь опасности (розетка должна находиться в удобном для отключения месте). Если горение только началось, накрой отключенный от розетки утюг (телевизор) шерстяным одеялом, плотной тканью и прижми ее по краям так, чтобы не было доступа воздуха. Горение прекратится. Если же оно не прекратилось, надо срочно покинуть помещение. Небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа. Когда воду использовать нельзя (горящий электроприбор находится под напряжением) или ее нет, то небольшой очаг горения можно попытаться засыпать питьевой или кальцинированной содой, стиральным порошком, песком, землей (например, из цветочного горшка). Однако при неудаче надо сразу же покинуть помещение.)
Наводнение. (Получив предупреждение об угрозе наводнения, прежде всего отключи газ и электричество. Если ты живешь в отдельном доме, то закрой все окна и двери на первом этаже. Возьми с собой собранную заранее сумку с документами, личными вещами и аптечкой, а также запасом продуктов и питьевой воды. Прибудь к установленному сроку на сборный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район. Бывает, что наводнение застает врасплох. В таких случаях главное — не паниковать и не терять самообладания. Нужно как можно быстрее найти ближайшее безопасное возвышенное место и ждать там помощи. В крайнем случае, поднимись на верхний этаж или чердак дома. Забираться на деревья, столбы и строения сомнительной прочности нельзя — они могут быть подмыты потоками воды и упасть. Чтобы привлечь внимание спасателей, постоянно подавай сигнал бедствия: в светлое время суток можно повесить на высоком месте «флаг» — полотенце, светлую рубашку и т.п., а в ночное время подавай световые сигналы фонариком. Оставайся на месте и жди спасателей! Самостоятельную эвакуацию — на собственной лодке или катере — можно проводить только в том случае, когда кому-либо необходима неотложная медицинская помощь.)
Теракт. Вы оказались заложником. (Действия по выживанию заключаются в том, чтобы соглашаться со всеми требованиями террористов, стремиться выиграть время и собрать побольше информации. Не проявлять бурно свои чувства, стараться ничем не привлекать к себе внимание террориста. Не пытаться заговорить с захватившими, особенно в первые минуты. Не выяснять, кто они такие и зачем взяли заложников. Выполнять все приказы террористов. Не демонстрировать свое несогласие, не проявлять свой характер. Вообще не делать ничего, что могло бы обострить ситуацию. Стараться не встречаться с террористами взглядом — это может быть принято за вызов, настроить против вас, спровоцировать, агрессивное поведение захвативших. Не поддаваться паническим настроениям, депрессии, мобилизовать свою волю, проявлять максимум бдительности. Всегда помнить, что в эти мгновения уже ведется работа по освобождению. Находясь в руках террористов, нужно заранее наметить себе место или укрытие, которое может дать определенную защиту при перестрелке во время штурма места содержания заложников. Лучше лечь на пол лицом вниз, подальше от окон и дверей, через которые могут заскакивать бойцы спецподразделения или вестись стрельба. В момент штурма нельзя брать в руки оружия преступников. Иначе бойцы штурмовой группы могут принять вас за преступника и выстрелить на поражение. Заложники должны считаться с грубым обращением при проведении спасательной акции. Преступники во время штурма нередко пытаются спрятаться среди заложников, замаскироваться под них и выдать себя за пострадавших! Необходимо в меру своих возможностей не позволять им этого делать, немедленно сообщать о них бойцам).
Станция 9. «Кот в мешке».
Командам предлагается вытащить задание из мешка.
1.Процитировать известные высказывания и пословицы по теме ОБЖ. 1 балл за каждый правильный ответ.
(«Нам нечего бояться, кроме страха». Франклин Рузвельт;
«В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний». Л.Н. Толстой;
«Мы предвидим трудности, связанные с осуществлением нашей затеи, но редко думаем о тех, что коренятся в нас самих». Л. Вовенарг;
«Чаще всего тонут хорошие пловцы» Томас Фуллер;
«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок». Ралф Эмерсон;
«Береженого бог бережет»; «У страха глаза велики»; «Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна — княгиня»; «С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь»; «Не дразни собаки — не укусит», «Нет дыму без огня» и другие.)
2.Прочитать стихи или спеть песню о природных явлениях. 2 балла за каждый исполненный номер.
3.Назвать художественные (литература, музыка, живопись) произведения, изображающие стихийные бедствия, и их авторов. 2 балла за каждый полный ответ.
Команды, пройдя все станции, сдают свои маршрутные листы жюри и собираются в зале.
Ведущая: Пока жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию стихотворение Расула Гамзатова «Покуда вертится Земля». Прислушайтесь к советам поэта, опирающимся на вековую мудрость наших предков!
Ведущий:
Ты, на заре проснувшись, сделай милость,
Еще хоть миг с собой наедине
Побудь и вспомни все, что ночью снилось:
Смеялся или плакал ты во сне!
И глянь в окно: какая там погода,
Туманна ли округа иль светла?
Метет ли снег до края небосвода
Иль катятся дождинки вдоль стекла?
И если в этот час не бьет тревога,
Вдали обвалом сакли не снесло,
Не торопись и дьяволом с порога
Не прыгай, милый, в горское седло.
Не торопись, как деды завещали,
И всякий раз, с обычаем в ладу,
До каменной околицы вначале
Веди коня лихого в поводу.
Как часто мы, куда-то путь направив,
Брать скакунов не любим под уздцы
И, шпорами бока им окровавив,
Летим быстрей, чем царские гонцы.
У нас рубахи выцвели от соли
И капли пота льются на виски.
По забываем спешиться мы в поле,
Остановиться около реки.
Ценить не научились мы поныне
Высоких слов и запросто порой,
Что произносят тихо на вершине,
Выкрикиваем громко под горой.
Нам осадить коней бы по старинке
Перед аулом, мудрыми слывя,
Чтоб разузнать, в нем свадьба иль поминки,
А мы влетаем голову сломя.
Не выносите спешных приговоров,
Не присуждайте наскоро наград,
Чтоб не краснеть, чтоб избежать укоров,
Когда в пути оглянетесь назад.
И мужество должно владеть собою!
Кто тороплив, кто ветреней молвы,
Тот без коня вернется с поля боя
Или верхом без глупой головы.
Я не зову к покою или спячке,
Я сам люблю дыхание грозы,
Но жизнь есть жизнь, а не бега, не скачки,
И в жизни добывают не призы.
Ты сел в седло, веселый иль угрюмый,
Не торопись, уму не прекословь,
На полпути остановись, подумай,
И оглянись, и путь продолжи вновь!
Жюри объявляет итоги. Награждение победителей.
Ведущий: Мы поздравляем наших победителей и всех участников игры! Давайте всегда помнить, что человеческая жизнь БЕСЦЕННА!
Ведущая:
В чем счастье? В том, что я живу!
Что на столе букет сирени,
Что от нее узором тени
Легли в тетрадь, как на канву…
В чем счастье? В том, что я живу!
Ведущий:
В чем счастье? В том, что я живу!
Что наконец настанет лето,
Что солнца яркая монета
Проглядывает сквозь листву…
В чем счастье? В том, что я живу!
Ведущая:
В чем счастье? В том, что я живу!
Что небо чисто-голубое,
Что солнце очень молодое,
Что можно грезить наяву…
В чем счастье? В том, что я живу! М. Степанова
Звучит песня «Как прекрасен этот мир». Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Ты не можешь не заметить, —
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Ты взглянула — и минуты
Остановлены как будто,
Как росинки, их бери…
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Выступление турецких детей.
По ходу представления, мальчики играют солдат и они все погибают. А девочки, играют жен солдат плачут над трупами своих мужей. А родители смотрят это представление и хлопают. Ужас.
Тренировка: Эвакуация детей. Английский вариант.
.
(Жизнь бесценна. Урок, игра-практикум по ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности))