Дидактические игры дифференциации звуков

Дидактические игры дифференциации звуков

Методические пояснения

Цель: Овладение дошкольниками умением выделять отдельные звуки в слове. Для подготовительной группы в детском саду.

Ниже приведенные звуковые игры, повторяясь в различных вариантах, помогают сосредоточить внимание детей на звуковой и слоговой структуре слова. Важно отметить, что во время игры, дети с интересом следят за изменением звучания слов, выделяют в слове его ударную часть (рыба, рыбак, рыбаки) и запоминают без напряжения.

Игры

Игра «Кто больше?»

— Вы знаете много разных сказок. Я вам раздам эти счетные палочки. Вы будете вспоминать разные слова из сказок со звуком «ц». Кто назовет слово правильно, положит перед собой палочку, назовет еще, положит рядом еще палочку. Начинайте называть слова со звуком «ц».
— Жар-птица! — говорит один из детей.
— Произнеси это слово ясно, чтобы хорошо слышался звук «ц». Очень часто встречается в сказках такое слово жар-птица, В этом слове хорошо слышен звук «ц». Клади перед собой палочку!
— Еще кто скажет.
— Златая цепь,
— Верно. А кто из вас вспомнит, откуда эти слова?
— Из стихотворения А. С. Пушкина.
— Правильно: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том».
— Следующее слово кто назовет?
— Царство, каменный цветок.
— Называйте другие слова со звуком «ц».
— Аленький цветочек, падчерица, спящая красавица, молодец, царевич, зеркальце, царевна-лягушка, три девицы, кольцо, цветик-семицветик, серебряное копытце, купец и т. д.
Затем подсчитывается количество палочек у играющих, определяется победитель.

Игра «Добавь звук»

— Я буду называть слова, но в одном из них не назову последний звук, а вы мне подскажите, какой звук я не произнесла: Витя был большой шалу…
— Нн, — добавляет, кто-то из детей.
Воспитатель повторяет ту же фразу и просит, чтобы звук произносили более отчетливо.
Примерные фразы для подобных упражнений:
Дети из веток построили шала… (шш).
Птичка под моим окошко… (мм).
Гнездышко для птичек вье…(тт).
Бабушка испекла румяный колобо… (кк).
У меня есть красный каранда…(шш).
Коза жалобно заблеяла: «мм..:(э)».
Коровушка ей промычала-ответила: «мм… (у)».
Петух услышал и пропел: «кукарек…(у)».
Белочка быстро юркнула в свое дупл… (о).
Ночью выпал снег, и вокруг стало белым-бел… (о).
Чтобы не опоздать к поезду, мы заказали машину такс… (и).
«Ну погоди!» — сказал зайцу серый вол…(к).
Это был очень смелый зая,..(ц).
Если последнее слово ребенком произносится целиком, то взрослый объясняет, что добавить нужно лишь один звук, последний. Причем последний звук непременно должен звучать отчетливо.

Игра «Какая игрушка?»

— Когда одной девочке Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили очень много игрушек, в названии этих игрушек слышится звук «у». Угадаем, какие игрушки ей могли подарить, в названии которых звучал бы звук «у».
Дети перечисляют: утюжок, заводную улитку и т. д. Слова произносят так, чтобы отчетливо был слышен звук «у».
— У меня на столе много игрушек, рассмотрите их и отберите те, которые могли подарить Аленке.
На столе приготовлены игрушки: мяч, кукла, пирамида, утка, мишка, заводной жук, машина, петрушка, Буратино.
Дети по вызову педагога подходят к столу и откладывают в сторону игрушки, в названии которых есть звук «у», произносят название игрушки так, чтобы четко слышался звук у. Воспитатель и остальные дети наблюдают, высказывают свое мнение. В этой части занятия педагог имеет возможность спросить 12—15 детей.
— Вот, оказывается, какие игрушки подарили девочке. Позовет она к себе друзей, и они затеют веселые игры с этими игрушками.

Игра «Кто заметил»

— Сейчас, дети будем молча рассматривать мебель, различные предметы, игрушки, находящиеся в комнате. Ищем то, что в названии имеет звук «р».
— Леня, ты что заметил?
— Гирлянду.
— Скажи это слово так, чтобы мы поняли, есть ли в нем звук «р».
— Гиррлянду.
— Произнеси это слово еще лучше, яснее выдели звук «р».
— Гирррлянду.
— Оля, слышится ли звук «р» в слове гирлянда?
Что еще заметили?
Спросив 8—10 ребят, педагог предлагает поискать предметы, в названии которых был бы звук «к». Это дает возможность спросить еще 6—8 детей. Каждый ответ тщательно анализируется: дети помогают отвечающему определить, слышится ли звук к в сказанном слове, уточняют, как нужно произнести это слово (достаточно громко, четко выделяя голосом нужный звук), почему не следовало называть такой предмет, как стол (в названии нет звука «к») и т. д.
Подводится итог проведенной игре (уточняется, в каком ряду дети больше назвали слов).

Игра «Вот так произносятся звуки»

— Дети, напомните, пожалуйста, как звала Машенька в лесу подружек, когда заблудилась.
— Ау!
— Произнесите слово так же протяжно, как и Машенька.
— Ааауу, — повторяют дети (человек 5—6).
— Аааууу, — повторяет педагог.
— Слышите, как звучат звуки в слове аааууу? Произнесение каждого звука сопровождается легким взмахом руки справа налево — аааууу.)
Когда Машенька говорила слово аааууу, она произносила сначала первый звук, потом второй, друг за другом: «Аааууу».
Произнесите, дети, все вместе это слово так, чтобы было слышно, как звуки идут друг за другом.
Очень хорошо, еще раз повторите.
Какой первый звук вы произносите?
— Аа.
— Какой второй?
— Уу.
Воспитатель показывает звуковую линеечку (по типу счетной Ф. Н. Блехер):
Эта линеечка поможет нам узнать, что звуки идут друг за другом. С произнесении первого звука а в первом окошке появляется черный квадрат, при произнесении звука у — черный квадрат перемещают во второе окошко (справа налево). Когда слово уже произнесено, квадрат исчезает. Снова все повторяется два-три раза.
Применение данного пособия помогает детям осознать последовательное расположение звуков в слове.
— Вот так, дети, звуки идут в слове друг за другом, набегают друг за другом. Произнесите слово шар так, чтобы было понятно, что звуки набегают друг за другом, так, как я: шшаарр.
Дети произносят медленно, выделяя каждый звук (отвечают отдельные дети и все вместе хором.)
— Посмотрите, как на нашей линеечке будут бегать звуки друг за другом: ш-а-р.
— А интересно, как идут звуки в слове шалун?
Произнесите все вместе это слово так, чтобы было слышно, какие в нем звуки.
Очень хорошо. Еще раз повторите. А теперь посмотрим, как звуки бегут друг за другом: шш-аа-лл-уу-нн. Много звуков в этом слове, хорошо видно на нашей линеечке, как они появляются друг за другом. Звуки, как и слова, когда мы их говорим, идут друг за другом.

Игра «Быстро назови»

Воспитатель ходит по кругу и старается дотронуться до вытянутых рук детей. Тот ребенок, который не успел опустить руки, должен назвать слово, чтобы в нем был звук и (рисунок, машина, кит, Миша и т. п.) Если «запятнанный» не назвал его и растерялся, то он выходит из общего круга.

Игра «Кто назовет больше слов о зиме (осени, весне, лете)»

Перед детьми ставится одна из следующих задач: чтобы в названном слове слышался звук «а» (зима, шуба, сани, шапка, рукавица, сосулька); чтобы в словах не было звука «к» (снег, лед, мороз, холод, сани, лыжи); чтобы в названном слове был звук «к» (шапка, снеговик, варежки, снежок и т. п.).

Игра «Построим дом»

Перед проведением игры с детьми наблюдают, как строится дом.
На листе бумаги рисуется часть дома (стены). Детям сообщается, что дом нужно достроить, но добавляться (зарисовываться) будут лишь те детали дома, в названии которых слышен звук «р».
— Лена, что предлагаешь достроить?
— Крышу.
— Скажи это слово так, чтобы было слышно: есть в нем звук «р» или нет.
— Крррышу.
Взрослый рисует крышу. Далее дети предлагают дорисовать трубу, рамы, дверь, дверную ручку, крыльцо, порог, чердак и т. п. Уточняется, из какого материала построен дом, в его названии должен быть звук «р» (деревянный, кирпичный), какого цвета мог бы быть кирпич (серый, красный, оранжевый, коричневый)?
Затем сообща «благоустраивается» участок: рисуются забор, ворота, дорожка. Воспитатель спрашивает: «А как об этом же сказать другим словом, в нем также есть звук «р» (тропинка) Уточняется название деревьев со звуком «р» (береза, груша, рябина).
Постепенно игра заинтересовывает всех детей группы. Кто-то напоминает, что во дворе могут жить домашние животные, что в конуре живет собака Дружок (или Шарик, Джульбарс, Рекс и т. д.), а под крыльцом — кошка Мурка, в сарае — корова, бараны, свинья с поросятами. В огородах на грядках можно вырастить: морковь, картофель, редис, репу, горох, петрушку, укроп и т. д. В небольшом пруду — развести рыб: карпа, карася и т. п. На участке растет трава, на ней сложены дрова.
Воспитатель предлагает вспомнить скороговорку с часто встречающимся звуком «р»: «На дворе трава, на траве дрова» (рисует траву и около сарая — дрова).
Зарисовывая отдельные детали и предметы, играющие уточняют, есть ли в предлагаемом названии звук р, насколько отчетливо и ясно произносят слова.

Игра «Накорми животное»

От ребенка требуется, чтобы слово, обозначающее еду, имело бы в своем звучании определенный звук (например, звук «с»: сено, сало, сметана, сыр, капуста и т. п.).

Игра «Кто придумает больше слов?»

Предлагаются слова со звуком «и» (кисель, кефир, курица и т. п.), со звуком «л» (сало, колбаса, шоколад, леденцы, сливы), со звуком «м» (мороженое, морковь, мармелад).

Игра «Какие фрукты и овощи купить?»

Воспитатель говорит: «Представьте, дети, что вы пошли с мамой или бабушкой на базар, чтобы купить овощей и фруктов. Но не простых, а особых, таких, в названии которых обязательно должны быть звуки «л», «в», «н», «е» … Какие овощи и фрукты вы стали бы покупать?
Дети называют (свекла, апельсин, щавель, яблоко, лук, салат, картофель), а воспитатель уточняет, есть ли в их составе нужный звук, правильно ли грамматически и орфоэпически звучат называемые слова.

Игра «Поймай мяч»

Воспитатель поочередно бросает детям, стоящим в кругу, мяч. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его воспитателю после того, как назовет слово, в котором есть звук «н» (слоненок, телефон, носорог, лимон).

Игра «Отгадай, какое слово»

Воспитатель называет слова, в которых недостает первого или последнего звука (сы…—сын, …ак—рак), а дети отгадывают, правильно произнося все слово.

 

Смотреть на Rutube: Игра на дифференциацию свистящих звуков.

.

(Дидактические игры дифференциации звуков)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: