Методические пояснения. Вторая группа игр
Вторая группа игр — в нее включаются игры (например — назови три предмета), требующие от детей умения группировать предметы, обобщать их по тем или иным признакам. Эти игры способствуют формированию умения правильно употреблять слова, выражающие видовые и родовые понятия, развитию процессов анализа и синтеза. Для подготовительной группы в детском саду. Первая, третья, четвертая группа игр.
Игра назови три предмета
Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, а вы назовете три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?» — «Сапоги, ботинки, галоши».
Воспитатель называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д.), затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет мячом об пол и платит фант.
В другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать их обобщающим словом. Более труден вариант, когда задание меняется в процессе игры: воспитатель называет то одно родовое понятие, то три видовых. Для развития находчивости, выявления тех или иных знаний эффективны игры. «А если бы …», «Что сделано человеком, что создано природой?», «Охотник».
В процессе этих игр возникают вопросы, на которые дети отвечают или самостоятельно, или с помощью воспитателя.
Игры на формирование умения группировать и обобщать предметы благотворно влияют на развитие мыслительных процессов — анализа и синтеза, способствуют активизации, уточнению и закреплению словаря. Кроме того, они воспитывают быстроту реакции на словесный сигнал, вызывают интерес к приобретению новых знаний.
Смотри на Rutube «Назови одним словом»
Если ребенку сложно сразу назвать предметы одним словом, то попросите его по очереди назвать все предметы. Например:
— Изображены кошка, собака, коза, корова. Как их всех назвать одним словом?
— не знаю
— Кошка — это кто?
— Животное
— Молодец. А собака?
— Животное — Хорошо. Значит какое у них общее одно слово?
— Животные.
Смотреть на Rutube «Рассказ о хвостах животных. Зоопарк Неаполя»
.
(дидактическая игра обобщение назови три предмета)