Методические пояснения. Первая группа игр
Первая группа игр — это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио», «Да — нет», «Похож — не похож», «Что за птица?» и др.). Для подготовительной группы в детском саду. Вторая, третья, четвертая группа игр.
Игры
Игра «Отгадай-ка»
По правилу игры требуется описать задуманный предмет так, чтобы можно было отгадать его. Загадывающий должен, не глядя на предмет, а только по памяти выделить характерные признаки (назначение предмета, внешний вид, цвет, форму, величину).
Сначала воспитатель ограничивает круг предметов в игре, например: «Сегодня мы будем вести разговор о предметах, которые находятся в групповой комнате». Позже вводится другое правило: «Рассказывать можно о предметах, которые находятся на участке». И наконец, выбор предметов не ограничивается.
Осуществляя дидактический принцип «от близкого к далекому», воспитатель приучает детей активно использовать свои знания.
Игра «Где был Петя?»
Эта игра является усложненным вариантом игры «Отгадай-ка». Правила ее требуют от детей умения описать не предмет, а обстановку, процесс, например труд людей. Таким образом, знания детей, которые они здесь используют, должны быть не только обширными, но и более обобщенными; от детей требуются наблюдательность, сообразительность.
Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришел новый мальчик — Петя. Вышел он из комнаты и заблудился. Ходит по детскому саду и заглядывает в разные двери. Расскажите, что он увидел в нашем детском саду, что делали взрослые, дети, а мы отгадаем, в какую же комнату заглянул Петя». Дети описывают кухню («Петя заглянул в дверь и увидел огромную плиту, на ней стояли большие-пребольшие кастрюли, две тети в белых фартуках и косынках варили обед, жарили котлеты»), медкомнату, групповые, зал и т. д. Так учатся составлять небольшие рассказы, в которых описываются обстановка и труд взрослых.
Усложняя игру, воспитатель в другой раз, используя эту же ситуацию, ставит иную задачу: «Когда новый мальчик Петя приехал в наш город, ему захотелось — увидеть, что в нем есть интересного, красивого, какие улицы, парки, дома. Расскажите, куда бы мог пойти Петя и что бы он мог увидеть, а мы отгадаем, куда же попал Петя».
Дети рассказывают о парках, улицах, учреждениях, новостройках…
Чтобы выявить знания детей, можно предложить им рассказать о городах нашей Родины, о том, что бы мог увидеть Петя, например, поехав с папой в отпуск.
Рассказ Сережи (6 лет 10 мес.): «Петя вместе с папой поехал в отпуск. Они попали на большой корабль, на нем были матросы, у них на бескозырках написано название корабля на букву «А». Петя сначала боялся, когда его матросы взяли на корабль; что корабль уплывет. Но ему сказали, что этот корабль стал здесь навечно. Петя попросил, чтобы ему рассказали об этом корабле и дали салют».
Дети догадываются: «Это крейсер «Аврора»; «Петя был в Ленинграде»; «Не в Ленинграде, а в Санкт-Петербурге». Завязывается беседа (когда назывался Ленинград Петроградом, в честь кого назван город Ленинград? Почему? Какое имя носит город сейчас?). Воспитатель обогащает, уточняет знания детей.
Дается следующая тема: Петя отправился путешествовать в дальние страны. Дети рассказывают о жарких и холодных странах, о Северном Ледовитом океане.
Воспитатель уточняет знания и представления детей, показывает иллюстрации, диафильмы. И дети часто сами решают, кто ответил правильно, кто нет. А главное, у них появляется желание узнавать новое.
Игра на описание предметов
Отгадывающий, которого вначале выбирают считалочкой, выходит из комнаты. Дети загадывают предмет, например лампочку.
Затем отгадывающий приходит в комнату и задает вопросы, чтобы по ответам детей можно было отгадать предмет: «Это в комнате?» — «Да» (дети отвечают хором). — «На полу?» — «Нет». — «На стене?» — «Нет». — «На окне?» — «Нет». — «На потолке?» —»«Да». — «Какая груша, стеклянная?» — «Да». — «Лампочка?» — «Да».
Воспитатель первым в игре отгадывает, дает детям пример, как надо ставить вопросы, по окончании игру объясняет, почему именно так. Он говорит: «Если предмет в комнате, надо сначала узнать, где он находится (на полу, на стене, на потолке или в воздухе). После того как я узнала, где он находится, я спросила, для чего он нужен, из чего он сделан, какой он. Так я узнала, что вы загадали».
Через правила игры воспитатель приучает детей самостоятельно делать умозаключения: если предмет не на полу, то он может быть на стене или на потолке.
Игра «Похож — не похож»
Здесь нужно и описать, и отгадать по описанию два предмета, выделяя в них признаки сходства и различия.
Перед проведением такой игры воспитатель в процессе беседы уточняет умение детей сравнивать предметы, для проведения игры называет два дерева — дуб и ель, просит рассказать, какое они имеют сходство и чем отличаются друг от друга: «У дуба желуди, а у елки шишки»; «Если их поставить рядом, то ветки у дуба в одном направлении, а у елки по-другому»; «Елка всегда зеленая, а дуб нет»; «Ветки развесистые у дуба, а у елки колючие».
Отметив, что дети в ответах указывают только на то, чем не похожи деревья, воспитатель ставит дополнительный вопрос: «А чем они похожи?» — « У них есть ствол и ветки»; «Цвет стволов одинаковый, Они шершавые»; «Стволы покрыты корой»; «Верхушки есть и у дуба, и у елки, деревья питаются водой». Так дети указывают и на признаки сходства.
В беседе выясняется, что детям легче выделить признаки различия, чем сходства. Это закономерно, так как признаки различия более заметны. Выясняется также, что знания детей о деревьях неточны. Воспитатель уточняет ответы детей, их знания: «Цвет стволов у ели и у дуба разный: у ели коричневый, у дуба серый; деревья питаются веществами, которые с водой поступают через корни в ствол и листья». Беседу воспитатель заключает словами: «Теперь я вам расскажу о двух деревьях, назову, что у них общее и что разное, а вы попробуйте догадаться, какие деревья. Одно дерево зимой и летом зеленое, другое зеленое только летом. Одно дерево с коричневой шершавой корой, а другое — с гладкой белой. На одном дереве растут шишки, на другом — сережки. Они похожи тем, что у них есть стволы, ветки, корни. Растут в лесу». Дети догадываются, что это ель и береза. Таким образом дети учатся усваивать правила игры «Похож — не похож».
Во время таких игр воспитатель подсказывает детям, как лучше решить игровую задачу (напоминает, что, сравнивая кошку и зайца, нужно сначала назвать наиболее характерный признак зайца — длинные уши), уточняет знания детей (полевые цветы растут в поле, а не на клумбе, у медведя есть хвост, только он короткий и т. д.).
Смотри на Rutube «Угадай советские мультфильмы по песне»
Смотри на Rutube «Звуки диких животных. Для детей.»
Смотри на Rytube загадки обманки для детей
.
(дидактическая игра отгадай Где был Петя)