Дидактические игры по типу отгадай-ка (1)

Дидактические игры по типу отгадай-ка

Методические пояснения. Первая группа игр

Первая группа игр — это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио», «Да — нет», «Похож — не похож», «Что за птица?» и др.). Для подготовительной группы в детском саду. Вторая, третья, четвертая группа игр.

Игры

Игра «Отгадай-ка»

По правилу игры требуется описать задуманный предмет так, чтобы можно было отгадать его. Загадывающий должен, не глядя на предмет, а только по памяти выделить характерные признаки (назначение предмета, внешний вид, цвет, форму, величину).
Сначала воспитатель ограничивает круг предметов в игре, например: «Сегодня мы будем вести разговор о предметах, которые находятся в групповой комнате». Позже вводится другое правило: «Рассказывать можно о предметах, которые находятся на участке». И наконец, выбор предметов не ограничивается.
Осуществляя дидактический принцип «от близкого к далекому», воспитатель приучает детей активно использовать свои знания.

Игра «Где был Петя?»

Эта игра является усложненным вариантом игры «Отгадай-ка». Правила ее требуют от детей умения описать не предмет, а обстановку, процесс, например труд людей. Таким образом, знания детей, которые они здесь используют, должны быть не только обширными, но и более обобщенными; от детей требуются наблюдательность, сообразительность.
Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришел новый мальчик — Петя. Вышел он из комнаты и заблудился. Ходит по детскому саду и заглядывает в разные двери. Расскажите, что он увидел в нашем детском саду, что делали взрослые, дети, а мы отгадаем, в какую же комнату заглянул Петя». Дети описывают кухню («Петя заглянул в дверь и увидел огромную плиту, на ней стояли большие-пребольшие кастрюли, две тети в белых фартуках и косынках варили обед, жарили котлеты»), медкомнату, групповые, зал и т. д. Так учатся составлять небольшие рассказы, в которых описываются обстановка и труд взрослых.
Усложняя игру, воспитатель в другой раз, используя эту же ситуацию, ставит иную задачу: «Когда новый мальчик Петя приехал в наш город, ему захотелось — увидеть, что в нем есть интересного, красивого, какие улицы, парки, дома. Расскажите, куда бы мог пойти Петя и что бы он мог увидеть, а мы отгадаем, куда же попал Петя».
Дети рассказывают о парках, улицах, учреждениях, новостройках…
Чтобы выявить знания детей, можно предложить им рассказать о городах нашей Родины, о том, что бы мог увидеть Петя, например, поехав с папой в отпуск.
Рассказ Сережи (6 лет 10 мес.): «Петя вместе с папой поехал в отпуск. Они попали на большой корабль, на нем были матросы, у них на бескозырках написано название корабля на букву «А». Петя сначала боялся, когда его матросы взяли на корабль; что корабль уплывет. Но ему сказали, что этот корабль стал здесь навечно. Петя попросил, чтобы ему рассказали об этом корабле и дали салют».
Дети догадываются: «Это крейсер «Аврора»; «Петя был в Ленинграде»; «Не в Ленинграде, а в Санкт-Петербурге». Завязывается беседа (когда назывался Ленинград Петроградом, в честь кого назван город Ленинград? Почему? Какое имя носит город сейчас?). Воспитатель обогащает, уточняет знания детей.
Дается следующая тема: Петя отправился путешествовать в дальние страны. Дети рассказывают о жарких и холодных странах, о Северном Ледовитом океане.
Воспитатель уточняет знания и представления детей, показывает иллюстрации, диафильмы. И дети часто сами решают, кто ответил правильно, кто нет. А главное, у них появляется желание узнавать новое.

Игра на описание предметов

Отгадывающий, которого вначале выбирают считалочкой, выходит из комнаты. Дети загадывают предмет, например лампочку.
Затем отгадывающий приходит в комнату и задает вопросы, чтобы по ответам детей можно было отгадать предмет: «Это в комнате?» — «Да» (дети отвечают хором). — «На полу?» — «Нет». — «На стене?» — «Нет». — «На окне?» — «Нет». — «На потолке?» —»«Да». — «Какая груша, стеклянная?» — «Да». — «Лампочка?» — «Да».
Воспитатель первым в игре отгадывает, дает детям пример, как надо ставить вопросы, по окончании игру объясняет, почему именно так. Он говорит: «Если предмет в комнате, надо сначала узнать, где он находится (на полу, на стене, на потолке или в воздухе). После того как я узнала, где он находится, я спросила, для чего он нужен, из чего он сделан, какой он. Так я узнала, что вы загадали».
Через правила игры воспитатель приучает детей самостоятельно делать умозаключения: если предмет не на полу, то он может быть на стене или на потолке.

Игра «Похож — не похож»

Здесь нужно и описать, и отгадать по описанию два предмета, выделяя в них признаки сходства и различия.
Перед проведением такой игры воспитатель в процессе беседы уточняет умение детей сравнивать предметы, для проведения игры называет два дерева — дуб и ель, просит рассказать, какое они имеют сходство и чем отличаются друг от друга: «У дуба желуди, а у елки шишки»; «Если их поставить рядом, то ветки у дуба в одном направлении, а у елки по-другому»; «Елка всегда зеленая, а дуб нет»; «Ветки развесистые у дуба, а у елки колючие».
Отметив, что дети в ответах указывают только на то, чем не похожи деревья, воспитатель ставит дополнительный вопрос: «А чем они похожи?» — « У них есть ствол и ветки»; «Цвет стволов одинаковый, Они шершавые»; «Стволы покрыты корой»; «Верхушки есть и у дуба, и у елки, деревья питаются водой». Так дети указывают и на признаки сходства.
В беседе выясняется, что детям легче выделить признаки различия, чем сходства. Это закономерно, так как признаки различия более заметны. Выясняется также, что знания детей о деревьях неточны. Воспитатель уточняет ответы детей, их знания: «Цвет стволов у ели и у дуба разный: у ели коричневый, у дуба серый; деревья питаются веществами, которые с водой поступают через корни в ствол и листья». Беседу воспитатель заключает словами: «Теперь я вам расскажу о двух деревьях, назову, что у них общее и что разное, а вы попробуйте догадаться, какие деревья. Одно дерево зимой и летом зеленое, другое зеленое только летом. Одно дерево с коричневой шершавой корой, а другое — с гладкой белой. На одном дереве растут шишки, на другом — сережки. Они похожи тем, что у них есть стволы, ветки, корни. Растут в лесу». Дети догадываются, что это ель и береза. Таким образом дети учатся усваивать правила игры «Похож — не похож».
Во время таких игр воспитатель подсказывает детям, как лучше решить игровую задачу (напоминает, что, сравнивая кошку и зайца, нужно сначала назвать наиболее характерный признак зайца — длинные уши), уточняет знания детей (полевые цветы растут в поле, а не на клумбе, у медведя есть хвост, только он короткий и т. д.).

Смотри на Rutube «Звуки диких животных. Для детей.»

Звуки диких животных. Для детей.
Звуки диких животных. Для детей.

Смотри на Rytube загадки обманки для детей

Загадки для детей
Загадки для детей

.

(дидактическая игра отгадай Где был Петя)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: