Методические пояснения. Третья группа игр
Игры третьей группы в практике детских садов встречаются редко, хотя педагогическая ценность их велика. См. так же: Первая, вторая, четвертая группы игр.
Игра «Небылицы»
Перед началом игры в «небылицы» воспитатель выясняет, понимают ли дети это слово, уточняет, встречали ли они небылицы в сказках, смешных рассказах.
Затем он предлагает детям поиграть в игру «Кто больше заметит небылиц?» Дети слушают сказку-небылицу. Заметивший небылицу откладывает в сторону фишку (палочку, листик). Когда сказка прочитана, воспитатель предлагает перечислить замеченные небылицы тому, у кого фишек отложено меньше. Остальные слушают, затем дополняют его ответ.
Слушая сказку-небылицу «Табун», дети «разоблачают», как говорил К. И. Чуковский, в ней небылицы, объясняют нелогичность в суждениях, непоследовательность в поступках действующих лиц.
Такая игра требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, сразу же реагировать, откладывая в сторону фишку, запоминать алогизмы и затем рассказывать о них.
После того как у детей возникнет интерес к таким играм, воспитатель может сам придумать рассказ, включив в него несколько небылиц. Это. может быть рассказ о жизни детей в детском саду, эпизод из жизни воспитателя, рассказ о природе и т. д. Например: «Утром, когда село солнце, я пошла на работу. Проходит автобус, а в нем сидит собака и просит кондуктора продать ей билет. Кондуктор оторвал билет, собака улыбнулась и сказала: «Спасибо». Прихожу в детский сад, а дети уже ждут меня, бросаются ко мне и говорят: «До свидания! С добрым утром!» Я предложила им построить дом из песка. Песок был сухой, желтый. Красивый дом построили ребята!»
Дети, слушая рассказ, улыбаются, заметив небылицу, спешат отложить в сторону фишку. Всем хочется высказаться. Но воспитатель побуждает к ответу в первую очередь тех детей, кто заметил меньше небылиц.
Можно предложить детям самим придумать рассказ с небылицами. Один из играющих рассказывает, остальные слушают и замечают небылицы.
Чем чаще повторяется игра, тем содержательнее и интереснее становятся рассказы детей.
В этих играх проявляется большая активность всех детей: и тех, кто придумывает, и тех, кто замечает и объясняет небылицы. Поэтому такие игры проходят живо, интересно, захватывают всех детей.
Песня небылицы. Ноты. Слова. Слушать на этом сайте
.
(Игра небылицы)